Критерии оценки антикварной вещи.

Под антиквариатом (от лат. antiquus — «старый») подразумевают совокупность старинных и/или редких предметов, имеющих высокохудожественную ценность. Их коллекционируют, ими торгуют. Антиквариатом может быть почти всё: антикварная ваза, посуда, часы, мебель, украшения, живопись, люстры, оружие, книги, монеты, фото и др. Тема этой статьи чуть ниже пойдёт об антикварной посуде, в частности — антикварные вазы и старинные тарелки. Предметы антиквариата высоко ценятся, они отражают вкусы, традиции общества ушедшего времени, какие-либо художественные направления прошлых эпох, они представляют существенную историческую и культурную ценность, а сейчас ещё и материальную. Любители старины могут высоко оценить художественную работу какого-либо мастера или художника, а также само качество предмета ручной работы. Чем стариннее вещь и чем лучше она сохранилась – тем выше её художественная и материальная ценность.

Критерии оценки антикварной вещи:

  1. Возраст от 50 лет
  2. Редкость и уникальность – т.е. раритетность – вещь не может быть серийная
  3. Художественно-культурная, историческая ценность
  4. Ценность материалов, из которых изготовлена вещь, наличие металла в изделии (даже фарфор расписан красками на основе благородных металлов)
  5. Предмет связан с историческими событиями или эпохой, старой модой
  6. Вещь невозможно воспроизвести, копировать

A-pair-Home-Decor-Metal-Crafts-font-b-vases-b-font-chinese-font-b-brass-b

Антикварная ваза.

Антикварная ваза – это произведение искусства и может быть родом откуда угодно: Китай, Индия, Европа, Россия и др. На вазах чаще всего можно увидеть растительные мотивы, орнаменты, мифических существ, сцены битв и бытовые сцены, пейзажи, цветы, портреты, иероглифы. Существуют вазы эпохи Барокко, Ампира, Рококо, Модерна, Ар-нуво, Ар-деко. Восточная ваза также может быть какой-либо династии. Китайские вазы весьма популярны у коллекционеров всего мира, ведь они действительно уникальны, потому как не имеют аналогов по расцветке и технологии создания. Ведь они полностью изготовлены из фарфора, а он появился в Европе только в конце 18 века. Любая китайская антикварная ваза относится к 15-19, а любимицы коллекционеров – утончённые вазы 17 века, они наиболее ярки по расцветке. Ценители старинного фарфора особое внимание также уделяют золоченым вазам античных форм — мастера начала 19 века уже владели технологией имитации металлической поверхности на фарфоре (ампир). Антикварные вазы могут быть парными (две дополняющие друг друга) или одиночными, иметь различную форму, например форму бутыля или широкую, как для цветов или это может быть низкая ваза на ножке для фруктов. Материалы, используемые в изготовлении антикварной вазы: металлы (золото, серебро, чугун, латунь, бронза), фарфор, фаянс. Атрибуты антикварной вазы – это оригинальные изысканные техники росписи, тонкая ювелирная работа, перламутровая глазурь. Фарфор – это материал каолин, плотный, звенит, белый на изломе, по твердости как стекло, просвечивает (если это посуда). Фаянс более мягкий, рыхлый, может быть пористым внутри, почти всегда с возрастом покрывается мелкими трещинками, что дефектом не считается. Керамика – это обожжённая глина. Из этих же материалов изготовлены и старинные тарелки. Качество фарфора зависит от периода изготовления, моды, фабрики, самого мастера, финансов заказчика, поэтому он бывает разным по весу, фактуре, оттенку. Помимо уникальной ручной росписи, которая всегда увеличит цену, существует деколь печать – переводное изображение, позволяющее тиражировать. Деколь состоит из множества мелких точек и неопытный человек рискует спутать её с ширпотребом застойного периода 20 века, а на самом деле это может оказаться точечной живописью настоящего мастера на шедевре середины 19 века. Чем глаже мазки ручной росписи – тем выше мастерство художника, например знаменитая гжельская роспись — это подглазурная роспись кобальтом — васильковым цветом по белому. Белоснежная глина высочайшего качества делает гжельский фарфор практичным и не имеет аналогов в мире.

Чрезвычайно редки на российском антикварном рынке дворцовые вазы фюзо 19 века, имеющие веретенообразную форму, тарелки из «военной серии» и тарелки сервизов конца семидесятых годов 18 века.

Старинными декоративными тарелками издавна украшают стены, консоли, буфеты, подобный декор говорит о достатке и тонком вкусе, а в качестве подарка демонстрирует почтение. На тарелках могут быть орнаменты и вензели — сочетание начальных букв имени и фамилии/отчества в виде вязи, а также геральдические символы (17-18 вв.)

Author: Анетт